Новости, аналитика и анализ (sosedgeorg) wrote,
Новости, аналитика и анализ
sosedgeorg

Categories:

Документальный фильм о военных летчиках «Крым. Небо Родины»

В День России на Первом канале премьера - документальный фильм «Крым. Небо Родины». Он повествует о том, как сложились судьбы военных летчиков, чей полк после распада Союза отошел Украине. В 1991 году им пришлось делать выбор, служить новой стране или покинуть полуостров. Оставить и родной аэродром, и квартиры, а кому-то даже семью...




Пилот тяжелого истребителя Су-33 отрабатывает заход на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». Будет ли посадка, он не знает до последней секунды — всеми его действиями руководят с корабля. Самолет летит на предельно низкой скорости - 240 километров в час, летчик готов в любое мгновение уйти на второй круг или катапультироваться. Каждая тренировка, а тем более настоящая посадка на авианосец проходит на пределе эмоциональных возможностей.

«Давление и пульс повышается примерно в два раза, летчик более напряжен и разбалансирован при посадке на авианосец, чем в реальном воздушном бою, когда его могут по-настоящему сбить, он приходит на посадку и испытывает стресс в два раза больший, нежели в драке воздушной», - это голос основателя российской палубной авиации Тимура Апакидзе.

Тимур Апакидзе первым из строевых летчиков еще в СССР посадил самолет на авианосец. Это было в Крыму, в городе Саки, где базировался единственный авиаполк, в котором только начали программу подготовки летчиков для палубной авиации. Но грянул 1991 год, Союз распался, программу закрыли, а пилотам предложили присягнуть незалежной Украине. Военные и их близкие оказались перед сложнейшим выбором — служить новому государству или уезжать с насиженных мест за Полярный круг. Среди тех, кто решил не изменять присяге, был Тимур Апакидзе и еще 15 пилотов — они уехали на Кольский полуостров Но не все семьи выдержали это испытание, некоторые жены отказались ехать в северный гарнизон. Эти драматические события легли в основу документального фильма «Форсаж».

Этот эпизод много лет спустя использовал Владимир Хотиненко в фильме «72 метра». Там все то же самое, вплоть до фамилии первого, кто принял присягу. Только летчиков Хотиненко заменил на подводников.

О полетах с авианосца пришлось забыть на несколько лет. Более того, единственный наш авианесущий крейсер в середине 90-х могли продать за границу или даже распилить на металлолом — все равно летать с него никто не умел. В полку был только один летчик с опытом взлетов и посадок на палубу - Апакидзе. Ему и выпала судьба фактически спасать авианосец «Кузнецов». Он должен был срочно подготовить 10 пилотов, умеющих взлетать и садиться на авианесущий крейсер.

«Конкретно ему была поставлена задача-условие, что если летчики в течение полугода не будут готовы, то корабль нет надобности содержать. Понимаете, 1994-1995 год - это самая яма и в экономике, и в умах, и везде, и в армии», - рассказывает подполковник Юрий Суслов.

Риск был огромный - летчиков палубной авиации готовят годами, а тут всего шесть месяцев. И только благодаря уверенности Апакидзе пилоты преодолели страх перед авианосцем. У обычного пилота для посадки есть зазор почти 500 метров, он может коснуться полосы на 100 метров раньше или на 100 метров позже. У пилота палубной авиации этот зазор на порядок меньше. Он должен уместиться на отрезке 45 метров — это два корпуса его самолета.

Сегодня у наших палубных летчиков сотни взлетов и посадок. Их основной аэродром, где они занимаются боевой подготовкой - здесь, на Кольском полуострове, где они занимаются боевой подготовкой. За плечами - десятки походов, в том числе, два в Сирию. «Адмирал Кузнецов» может выполнять боевые задачи в любых климатических зонах, в то время как, например, американские авианосцы никогда не заходят севернее 60-й широты.

«Наш командир Тимур Апакидзе, он был на американском авианосце «Америка» и выполнял полеты на боевой службе 1995-1996 года. И он сказал так: наши летчики на американский авианосец сядут, а они к нам — нет, у них проще», - вспоминает подполковник Юрий Суслов.

Пилоты говорят, что авианосец им благодарен, что «Адмирал Кузнецов» не забрал ни одной жизни. Конечно, в этом огромная заслуга Тимура Апакидзе, который никогда бы не отправил на палубу неподготовленного летчика. Он за других взвешивал все риски, а вот себя уберечь не смог. Командир полка Тимур Апакидзе разбился, после того как несколько раз подряд отлетал сложнейшую программу высшего пилотажа. Он так и не увидел, как над крымским полигоном в городе Саки, где все начиналось, был вновь поднят российский военно-морской флаг.

Итак, документальный фильм «Крым. Небо Родины» смотрите 12 июня 2017 года в День России сразу после программы «Время».








Tags: крым, россия, фильм
Subscribe

Posts from This Journal “крым” Tag

  • Siemens прощай?

    DW пишет, что концерн Siemens принял решение приостановить поставки оборудования для электростанций подконтрольным государству российским компаниям,…

  • Советник Трампа: Крым Ваш

    "Я уверен, что будут новые возможности для преодоления этих ошибочных представлений и неверного вектора, который был установлен для…

  • СМИ Украины: "Два года без Крыма. Что изменилось и какие перспективы?"

    Случайно натолкнулся на статью в Херсонской газете "Два года без Крыма. Что изменилось и какие перспективы?". Написал ее херсонец Юрий…

promo sosedgeorg october 22, 2016 18:20 10
Buy for 40 tokens
Байка эта старая, но у украинской общественности вызывает негодование до сих пор. Считается, что Россия в 2013 году увела у Украины оборонный контракт стоимость $2,4 млрд. на поставку БТР-ов. Обвиняют граждан России, которые в то время работали в "Укроборонсервисе" и "запороли"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments